• Статьи

Статьи

РЕКЛАМНЫЕ ЗВОНКИ и СПАМ-СООБЩЕНИЯ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ.

В повседневной жизни абоненты сотовых операторов и пользователи электронной почты вынуждены соприкасаться с довольно раздражающим и неприятным моментом как агрессивный маркетинг компаний в форме навязчивой рекламы через звонки и смс (электронные) рассылки, носящие рекламный характер. Данная реклама порождает у большинства получателей негатив и возмущение, неприязнь к компании (товару или услуге), которую рекламируют таким способом. Однако в противовес акулам рекламного бизнеса и маркетинга законодательством предусмотрено в правовом поле легальные средства борьбы с данными методами продвижения, способные помочь защитится адресатам навязчивой рекламы от ее незаконного получения.

Рассылка СМС сообщений и звонки абонентам сотовых операторов с предложениями различного рода товаров или услуг являются ничем иным как рекламой, пунктом 1, ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", сказано, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с абз. 14, п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" спамом является телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя. Данной формулировкой не охватывается термин смс-рассылка, по той причине, что под собственно под телематическим сообщением принято отождествлять способ передачи послания с помощью средств электронных коммуникаций, в частности через телекоммуникационные сети Интернет. Основываясь на закрепленном в законе определении, спаму присущи обязательные признаки: сообщения направляются неопределенному кругу получателей, отсутствие у отправителя предварительно полученного согласия на такие сообщения от получателя, а также отсутствие данных, позволяющих определить отправителя. Зачастую спам имеет вектор на акцентирование внимания адресата к конкретному товару или услуге, то есть, к объекту рекламного продвижения. Именно наличие элемента объект рекламного продвижения свидетельствует о том, что данные сообщения имеют рекламный характер.

Основываясь на вышеизложенном, все манипуляции, направленные на рассылку спама, звонки рекламного характера и смс-рассылка рекламного характера регулируются законодательством о рекламе, а именно в ст. 18 ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", указано:
1) распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если реклам распространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием;
2) не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Получается, что при использовании данных методов рекламы без заранее полученного предварительного согласия получателя электронной почты или абонента сотовой компании либо спам-рассылка осуществляется через автоматическую рассылку и автодозвон, то есть, в ситуации когда выбор абонента оператора сотовой связи либо владельца электронной почты происходит не человеком, а некой программой или техническим устройством, то данная реклама нарушает законодательство о рекламе. А поскольку данная реклама нарушает законодательство, то согласно п. 4, ст. 3 ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", она признается ненадлежащей рекламой. Последствия признания рекламы ненадлежащей несет в себе такие последствия, как запрет дальнейшего ее распространения и возмещение вреда (в том числе компенсацией морального вреда), причиненного распространением подобной рекламы.

Пунктом 7, ст. 38 ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель. Пункт 7, ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" определяет Рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. По содержанию п. 1, 4 ст. 38 ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" понимается, что нарушение рекламораспространителем законодательства РФ о рекламе, влечет для нарушителя ответственность в сфере регулирования административного и гражданского законодательства. Правонарушитель может получить административный штраф: на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; а на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (п. 1, ст. 14.3 КоАП РФ).

В следующий раз, в продолжение статьи, мы рассмотрим как можно предотвратить заинтересованному лицу распространение спам- и смс- мессенджеров, звонков рекламного характера, нарушающих требования законодательства о рекламе и призвать правонарушителя к ответственности.

Печать